Межведомственное информационное взаимодействие при ведении ЕГРН

Межведомственное информационное взаимодействие при ведении ЕГРН

12:26
18 Мая 2017

C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218 ФЗ),  на смену Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) – новый информационный ресурс, объединяющий в себе сведения государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Важную роль в системе ведения ЕГРН играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также других ведомств, с органом регистрации прав.

Органы государственной власти и местного самоуправления направляют в регистрирующий орган документы при принятии ими решений таких как: об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке); об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории и т.д. Оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в течение пяти рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН.

Помимо сведений об объектах недвижимости, подлежащих внесению в ЕГРН, межведомственное информационное взаимодействие предусматривает передачу и актуализацию информации о собственниках таких объектов недвижимости. Следует отметить, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, нотариусы и иные лица, участвующие в информационном взаимодействии при ведении ЕГРН, за исключением суда, за непредставление документов и содержащихся в них сведений в орган регистрации прав несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Орган регистрации прав после представления документов от вышеуказанных ведомств и лиц либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Причиной последнего может послужить, например, отсутствие необходимой графической документации - карта (план) объекта землеустройства, если ее представление является обязательным, при внесении сведений в ЕГРН. В свою очередь, орган регистрации прав обязан уведомить правообладателей объектов недвижимости о внесении сведений в ЕГРН.

К вопросу о межведомственном информационном взаимодействии при ведении ЕГРН следует добавить, что законодательством установлен порядок взаимодействия информационной системы ведения ЕГРН с иными государственными и муниципальными информационными системами. Обмен данными должен осуществляться на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия. Такое взаимодействие информационной системы ведения ЕГРН и других информационных систем реализовывается на основе единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, межведомственное информационное взаимодействие при ведении ЕГРН на современном этапе является особым правовым и информационным пространством для представления сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях со стороны органов власти и иных ведомств и лиц, при условии, что данные сведения должны отвечать критериям актуальности, легитимности и полноценности информации.