РРС-3-3 Об утверждении программы Молодежь Мегино-Кангаласского улуса на период 2009-2012 гг РЕШЕНИЕ ТРЕТЬЯ (ОЧЕРЕДНАЯ) СЕССИЯ Об утверждении программы Молодежь Мегино-Кангаласского улуса на период 2009-2012 гг. План мероприятий по программе "Молодежь Мегино-Кангаласского улуса на 2009-2012 годы"

ТРЕТЬЯ (ОЧЕРЕДНАЯ)  СЕССИЯ

 

Об утверждении программы

«Молодежь Мегино-Кангаласского улуса»

на период 2009-2012 гг.

 

На основании Закона  республики Саха (Якутия) от 03.12.1998 г. 3 N 49 – II «О государственной политике в РС (Я), Указ Президента РС (Я) от 12.01.2004 г. № 1402 «О концепции государственной молодежной политики РС (Я), Постановление Правительства от 26.01.2007 г. №39 «О проведении ежегодных конкурсов на предоставление субсидий  на реализацию  мероприятий  республиканской  целевой  программы «Молодежь Республики  Саха (Якутия)» на 2005-2010 годы» среди муниципальных  районов  и  городских округов Республики Саха (Якутия)»

 

Районный Совет

муниципального района «Мегино-Кангаласский улус»

 

РЕШИЛ:

 

  1. Утвердить  программу  «Молодежь Мегино-Кангаласского улуса» на период 2009-2012 г.г.
  2. Решение  вступает в силу с момента подписания.

 

 

 

Председатель Районного Совета                                         

                                                        

                                                     А.М.Находкин

Глава муниципального района

  

                                                   В.И. Птицын

 

 

п. Нижний Бестях

25 декабря 2008 года

№ РРС – 3 – 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к решению Районного Совета

№ РРС-3-3 от 25.12.08 г.

 

Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия)

Администрация муниципального  района

«Мегино-Кангаласский улус»

Управление по делам семьи молодежи и детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

«МОЛОДЕЖЬ МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО УЛУСА»

НА ПЕРИОД 2009-2012 Г.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Н.-Бестях 2008 г.

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование программы

Муниципальная программа «Молодежь Мегино-Кангаласского улуса» на период 2009-2012г.г.

Основание для разработки Программы

Закон РС (Я) от 03.12.1998 г. 3 N 49 – II «О государственной политике в РС (Я), Указ Президента РС (Я) от 12.01.2004 г. № 1402 «О концепции государственной молодежной политики РС (Я).

Постановление Правительства от 06.02.2006 №34

Основные разработчики

Администрация МР «Мегино-Кангаласский улус (район)»;

Управление по делам семьи, молодежи и детства

Основная цель Программы

Создание и обеспечение социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации их потенциалов в интересах всего общества.

Задачи Программы

- Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-полезной деятельности молодежи;

- Оказание содействия  трудоустройству и занятости подростков и молодежи;

- Совершенствование системы организации подросткового и молодежного досуга, поддержка одаренной молодежи;

- развитие духовно-нравственного, творческого потенциала молодежи

- Формирование потребности учащейся и работающей молодежи в активном и здоровом образе жизни;

- Патриотическое воспитание молодежи;

- Реализация мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других асоциальных явлений в молодежной среде;

- Реализация мер по обеспечению содействия и поддержке молодежных и детских  общественных объединений.

- Поддержка молодой семьи;

- Поддержка молодых людей, с ограниченными возможностями;

Направления Программы

  1. Нормативно-правовое обеспечение
  2. Кадровое обеспечение
  3. Формирование ЗОЖ, профилактика наркозависимости и др. негативных зависимостей
  4. Создание системы для развития  профессионального становления личности, молодежного предпринимательства и занятости молодежи.
  5. содействие  социальной адаптации, личностному становлению и развитию творческого потенциала,  молодежи инициативы
  6. Создание системы работы с молодыми семьями
  7. Формирование активной гражданско-патриотической позиции молодежи
  8. Информационно-организационное обеспечение реализации молодежной политики
  9. Поддержка молодежи с ограниченными возможностями
  10.  Укрепление материальной базы

Сроки и этапы реализации

2009 - 2012годы

1этап – 2009г.

2этап – 2010г.

3этап – 2011г.

4 этап – 2012г.

Ожидаемые результаты

 Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии текущих профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству  власти и общественных организаций с молодыми  людьми в вопросах:

  • улучшения динамики развития демографической ситуации в улусе;
  • повышения духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
  • повышения уровня доходов молодежи и молодых семей;
  • снижения уровня безработицы, обеспечение постоянной и сезонной занятости молодежи и студентов;
  • улучшения социально-бытовых, образовательных и жилищных условий молодых людей, физического и социального здоровья;
  • повышения профессионального уровня кадров по работе с молодежью;
  • повышения социальной активности молодежи;
  • повышение роста деловой активности и предприимчивости молодежи.
  • развитие предпринимательства среди молодежи.

Исполнители Программы и основных мероприятий

Координатор:

- Управление по делам семьи, молодежи и детства администрации МР «Мегино-Кангаласский улус (район)»

Исполнители:

 - органы местного самоуправления улуса;

 - общественные организации, объединения;

 - учреждения, предприятия независимо  от их форм собственности;

 - иные социальные институты.

Финансирование

Программа реализуется за счет средств республиканского, улусного бюджетов, бюджетов наслегов и внебюджетных средств.

Контроль за исполнением Программы

- Администрация МР «Мегино-Кангаласский улус», - Управление экономического развития,

- Совет глав МР «Мегино-Кангаласский улус»,

- Районный Совет депутатов

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ВВЕДЕНИЕ

 

В наши дни практически все слои российского общества испытывают объективную потребность в том или ином  виде государственного участия. Однако, забота о будущем нашей страны, ее дальнейшем поступательном развитии диктуют необходимость обращения особого внимания к проблемам одной из самой многочисленной и самой перспективной части ее населения-молодежи.

Молодежь – это особая группа населения, которая несколько раз за относительно короткий промежуток времени переживает смену социально-демографического статуса: начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. Необходимость поддержки молодежи определяется трудностями жизненного статуса, с которыми сталкивается молодой человек в обществе, приобретая права и обязанности перед ним.

Всемерная поддержка молодых людей на пути их гражданского становления, вооружение их опорными навыками, знаниями, нравственными и идейными ориентирами, основанными на опыте, традициях предшествующих поколений – важнейшая социальная задача.

Молодое поколение - свежая кровь общества, его ближайшая перспектива, надежда, потенциальная  опора, а значит, ее проблемы должны  составить первоочередную заботу именно государственных и муниципальных структур власти.

Муниципальная  молодежная политика – деятельность администрации  Мегино-Кангаласского улуса  и Мегино-Кангаласского районного Совета депутатов, направленная на создание и укрепление правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализаций личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений,  инициатив.

Как известно, молодежь наиболее чувствительная, податливая (и вместе с тем, наиболее слабо защищенная) социальная категория населения, чутко реагирующая на все подвижки и изменения, диктуемые временем. Именно это особенное свойство и способность молодежного контингента быстро воспринимать и поддаваться влиянию происходящих жизненных перемен, создает постоянную необходимость своевременной и точной корректировки проводимой молодежной политики.

Пересмотр и критика исторического пути развития России, произошедшие в последнее время, привели к значительной девальвации самого понятия  патриотизма, гражданственности.

3. Обоснование Программы

Принятие мер экономического, правового, организационного, информационного, научного и иного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни молодежи области, определяется особенностями социально-экономической ситуации, сложившейся в Мегино-Кангаласском улусе, а также необходимостью ее изменения в ближайшей перспективе (2009-2012 годы) в направлении повышения социального благополучия. В обеспечении этих изменений роль планомерной молодежной политики, проводимой органами муниципальной власти в отношении молодых граждан от 14 до 30 лет, молодых семей и молодежных общественных объединений области, является очень важной и не может быть заменена выполнением отдельных мероприятий и проектов. Молодежь рассматривается как неотъемлемая часть нашего общества, несущая особую ответственность за сохранение и развитие генофонда народа, за преемственность их истории  и культуры.

Молодежная политика Мегино-Кангаласского улуса  уделяет особое внимание  на молодую семью как часть общества, несущую функцию воспроизводства последующих поколений. Анализ социологического опроса,  о проблемах молодых семей Мегино-Кангаласского  улуса, проведенного специалистами филиала ГУ ЦСППМ РС (Я) в марте месяце 2007 года показывает следующее:

Молодые семьи нашего улуса чаще жалуются на низкий уровень дохода, отсутствие высшего образования и на разные субъективные причины неблагополучия (тревожность, стрессы, конфликты и др.) (см.табл.1)

Таблица1

Удельный вес и ранг мнений молодых семей Мегино-Кангаласского улуса

об обстоятельствах, мешающих жить благополучно  (в %)

 

 

Категории ответов

Удельный вес

Ранг

Низкий уровень дохода

70,5

1

Отсутствие высшего образования

32,3

2

Тревожность, стрессы, конфликты

28,2

3

Плохое качество жилья

26,1

4

Правовая незащищенность

17,3

5

Отсутствие эффективной социальной поддержки

12,3

6

Ничего не мешает

11,1

7

Затрудняюсь ответить

10

8

Опасения потерять работу

8,8

9

Невостребованность профессии

7,6

10

 

В данной группе респондентов низкий уровень дохода равен 4-6 тыс. рублей в месяц. Именно эти семьи могут себе позволить лишь одного ребенка (r=0,179, p≤0,01) (r=0,210, p≤0,01). Семьи с двумя детьми, имеют возможность оказывать материальную помощь своим родителям (r=0,187, p≤0,01). И, как правило, эти семьи полагаются в различных жизненных ситуациях на себя (r=0,188, p≤0,01).

Далее выявлено, что респонденты, со среднемесячным доходом 7-9 тыс. рублей не удовлетворены своим доходом и хотели бы зарабатывать 20-30 тыс. рублей (r=0,154, p≤0,04). С доходом 4-6 тыс. рублей согласны на 5-10 тыс. рублей (r=0,373, p≤0,01). Семьи, с доходом 10-15 тыс. рублей считают, что их потребности может удовлетворить доход в 20 -30 тыс. рублей (r=0,146, p≤0,07). В свою очередь семьи с доходом 20-30 тыс. рублей желают повысить его до 50 тыс. рублей в месяц (r=0,241, p≤0,01).

Вместе с тем, члены семей 7-9 тыс. рублей не имеют кредиторской задолженности перед банками (r=0,141, p≤0,09). Эти молодые люди, имеющие кредит хотели бы увеличить свой среднемесячный доход до 60-70 тыс. рублей (r=0,174, p≤0,01). Кроме того, в качестве причин, мешающих жить благополучно, молодые люди с кредиторской задолженностью отметили правовую незащищенность (r=0,193, p≤0,03).

Отмечен также факт того, что репродуктивные функции молодой семьи напрямую зависят от удовлетворенности браком. Так, семьи, неудовлетворенные браком имеют только одного ребенка либо не хотят вообще (r=0,169, p≤0,02). Семьи, довольные своей семейной жизнью имеют 2 и более детей (r=0,147, p≤0,06).

Установлено, что подавляющее большинство молодых семей Мегино-Кангаласского улуса удовлетворены своим браком (см.табл.2).

 

 

 

Таблица 2

Удельный вес степени удовлетворенности браком молодых семей

Мегино-Кангаласского улуса (в %)

 

 

Степень

удовлетворенности браком

Удельный вес

Высокая

91,1

Низкая

8,8

 

Таблица 3

Средние значения и ранги воспитательных ценностей молодых родителей 

Мегино-Кангаласского улуса

 

 

Ср.зн.

Ранг

Дать хорошее образование

2,6

1

Прокормить, одеть

2,8

2

Воспитать культурно – нравственного человека

3,2

3

Воспитать трудолюбие

4,2

4

Уберечь от влияния преступного мира

4,7

5

Уделить большое внимание физическому развитию

4,8

6

Чтобы поскорее дети начали зарабатывать

5

7

Приучить к самостоятельности

5,1

8

Привить любовь к прекрасному

5,4

9

Обеспечить материальный жизненный старт (квартира, мебель, машина, деньги)

5,4

9

Найти с детьми общий язык, понять их интересы

5,8

10

Воспитать послушность

5,8

10

Привить национальную гордость, патриотизм

5,8

10

Сделать так, чтобы они уехали из страны

6,2

11

Воспитать религиозность

6,3

12

 

Третью позицию рейтинга необходимых служб поддержки молодой семьи разделили трудоустройство, психологическое  и юридическое консультирование (см.табл.4) Можно предположить, что молодые семьи нашего улуса  нуждаются в поддержке своего психического здоровья и правовой свободы.  Физиологические потребности  в семье занимают одно  из первых мест, что  можно связать с низким уровнем дохода  молодой семьи и природными особенностями нашей республики. На десятом месте находится наиболее важный для семьи компонент, который бы имел переднее место в ранге. К сожалению,  общение с ребенком в семье, понятие и поддержка интересов ребенка  не заслуживает внимания молодых родителей. Привитие ребенку патриотического духа и национальной гордости также остается на последнем месте. Некоторые родители воспитывают к тому, что бы их дети  уехали из страны и этот ранг стоит  наравне с общением  родителя с ребенком. Показатели указывают на тревожность молодых родителей за будущее. Нужно проводить среди молодежи работу о духовных ценностях и как одно из приоритетных направлений  необходимо введение воспитания ребенка трудом.

Таблица 4

Рейтинг необходимости государственных и негосударственных служб поддержки молодой семьи 

 

 

 

Ср.зн.

Ранг

Кредитование на приобретение жилья, земли, образования и т.д.

2,3

1

Медицинское консультирование

3,09

2

Трудоустройство

3,4

3

Психологическое консультирование

3,4

3

Юридическое консультирование

3,4

3

Бизнес-консультирование

3,8

4

Приобретение необходимых товаров на льготной основе

3,9

5

Уход и присмотр за детьми

4

6

Прокат необходимых предметов домашнего обихода

4,2

7

 

            Данные на четвертой таблице показывают,  что в первую очередь нуждаются в помощи сами родители.  Самостоятельность у молодых родителей имеет низкий уровень. Также  уровень информированности и сферы услуг для населения недостаточно развит. 

Существует ряд негативных тенденций и острых нерешенных проблем в молодежной среде улуса, препятствующих успешному развитию молодежи и общества в целом.  Из-за материально-жилищных проблем большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного - двух ребенка, а также увеличивается количество разводов молодых семей, отмечается рост тенденции безбрачия. Не замужество среди молодых людей распространяется как одно из решений в ситуации  отсутствия постоянного дохода.

Безработица среди молодежи – серьезная проблема, влекущая за собой рост преступности, наркомании и алкоголизма. Наличие незанятых подростков, а также нетрудоустроенных выпускников учебных заведений ведет к образованию дополнительных факторов социальной напряженности.

Культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди молодежи. По данным опросов, практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти 50 % 25-29-летних жителей улуса. При этом указываются различные причины (отсутствие дворовых спортплощадок, большая загруженность на работе или в семье, отсутствие единомышленников или снаряжения и т.д.), указывающие на слабость существующей системы физического воспитания и оздоровления молодежи.

Приобретает особое значение ценность образования и жизненный успех. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования стали менее доступны для широких слоев молодежи. Значительно обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной подготовки молодых людей. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Зачастую, молодежь, получившая высшее образование, остается не востребованной на рынке труда. Существует тенденция нехватки специалистов с проф.техническим образованием. В данное время, лишь треть выпускников вузов, намерены работать по полученной специальности. Непрестижность  сельскохозяйственных профессий актуальна и сегодня.

Одной из главных проблем молодежи в настоящее время является возросшее расслоение общества по социально – экономическими характерам. Молодежь не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам (молодежь с разным уровнем доходов, характером занятости, семейным положением различаются по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, духовными потребностям, образу жизни).

В условиях продолжающегося социального расселения, отсутствие у молодых граждан равных шансов на получение образования, жилья, достойной работы, медицинских, социально бытовых и других услуг в молодежной среде продолжают нарастать следующие негативные тенденции:

  • Большинство молодых людей чувствуют себя социально слабозащищенными;
  • Указывают на отсутствие информации о своих правах и возможностях, особенно это касается поселков;
  • Наиболее остро стоящими перед молодежью проблемами являются решение жилищного вопроса, безработица, проведение досуга;
  • Ухудшение здоровья детей и молодежи (более 50% молодых граждан имеют отклонения в здоровье).

 Вместе с тем, есть и положительные тенденции в молодежной среде, характерные для нашего времени:

  • рост общественной активности;
  • у нового поколения растет самостоятельность, ответственность, реальная оценка своих возможностей, мобильность;
  • молодежь обладает интеллектуальным, физическим  и нравственным потенциалом развития;
  • является активным участником сообщества  в целом, участвует в процессах экономических, политических, информационных, гуманитарных процессах.

Но все эти качества могут носить как конструктивный, так и разрушающий характер. Бесспорно то, что эта энергия найдет себе выход. Важно создать благоприятные условия для закрепления позитивных тенденций. Для этого необходимо создать систему мер поддержки социально значимых общественных инициатив и закрепления в сознании молодежи таких ценностей как: семья, общение, общее дело, патриотизм, созидание, ответственность и др.

Экономическая разобщенность, социальное расслоение  общества, потеря духовных ценностей оказывают отрицательное влияние на общественное сознание подрастающего поколения. В связи с этим возрастает актуальность содействия решению в приоритетном порядке именно молодежных проблем ивытекает необходимость разработки и реализации программы «Молодежь Мегино-Кангаласского улуса» на период 2009-2012 годы.

Муниципальная молодежная политика Мегино-Кангаласского улуса основывается на Законе РФ и РС(Я) «О государственной молодежной политике», республиканской программе «Молодежь РС(Я) на 2005-2010годы», на период 2009-2012 г.г. и закрепляется Концепцией молодежной политики Мегино-Кангаласского улуса.

В формировании и реализации молодежной политики  выделяются следующиеосновные направления:

1. нормативно-правовое обеспечение;

2. кадровое обеспечение;

3. формирование ЗОЖ, профилактика наркозависимости и др. негативных зависимостей;

4.  создание системы для развития  профессионального становления личности, молодежного предпринимательства и занятости молодежи;

5.   содействие  социальной адаптации, личностному становлению и развитию творческого потенциала,  молодежной инициативы;

6.   создание системы работы с молодыми семьями

7.   формирование активной гражданско-патриотической позиции молодежи

8.   информационно-организационное обеспечение реализации молодежной политики

9.   поддержка молодежи с ограниченными возможностями

10.  укрепление материальной базы

            Программа предусматривает комплексное решение вопросов по вовлечению молодежи во все сферы жизнедеятельности общества через изменение общественного сознания молодежи,  воспитание потребности к труду и активной жизненной позиции. В программные мероприятия входят осуществление мер, по созданию государственной системы поддержки молодых граждан, включая исследования состояния молодежи, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.

 

Механизмы реализации программы

 

Механизм реализации основных направлений  государственной молодежной политики на территории муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» изложен в прилагаемом плане мероприятий по выполнению данной Программы  (приложение).

Она предполагает совместную деятельность органов местного самоуправления, всех учреждений и предприятий независимо от их форм собственности на территории муниципального района «Мегино-Кангаласский улус», общественных объединений и других социальных институтов, семьи по решению задач молодежной политики.

 

 

 

 

 

Оценка эффективности реализации программы:

Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии текущих профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству  власти и общественных организаций с молодыми  людьми в вопросах:

  • увеличения количества молодежных общественных организаций;
  • роста политической, экономической, правовой  грамотности молодежи;
  • подготовки молодых кадров для участия в социально-экономическом развитии улуса;
  • повышения профессионального уровня кадров по молодежной политике;
  • улучшения динамики развития демографической ситуации в улусе;
  • повышения духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
  • рост активности молодежи в предпринимательской деятельности;
  •  повышения социальной активности молодежи;
  • улучшения социально-бытовых, образовательных и жилищных условий молодых людей, их физического и социального здоровья;
  • развития и улучшения содержания мероприятий по профилактике правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде.

Помощник Председателя Районного Совета                                                        С.Р.Соловьев